Истоки китайской медицины

Особенности восточной медицины

Инь и Ян

Теория У-Син

Чжан-Фу органы

Понятие об Энергии

Меридианы и органы

Жидкости в теле

Дисгармония

Целительные иглы

Карта сайта

Гостевая книга

пїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅ

Главная

Восточная медицина

Методы лечения

Заболевания

Диагностика

Теория У-Син

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь - Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и  этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды), три силы Земли (вода, огонь, ветер)  и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу  трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки)  и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т. д.

Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке - четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пяти-частная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”:деревом, огнём, землёй, металлом, водой..  В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга, а в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются: дерево, земля, вода, огонь, металл (рис. 2)
 
 
             Рис. 2.  Первоэлементы и их связь с органами
 
Теория У-Син -  или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Сама  теория, будучи метафизической и архаичной, дает возможность понять традиционную восточную медицину.
 
Эта теория постулирует,  что все во вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и  вода, которые находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Это определяет состояние их непрерывного движения и изменения (Син - движение). Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.
 
Дерево символизирует рост и развитие и объединяет предметы и явления как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.
 
Огонь символизирует период максимального развития и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.
 
Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.
 
Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.
 
Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.
 
Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов.
 
Например, в годовом цикле дерево соответствует весне, огонь - лету, металл - осени, вода - зиме, а земля - астрономической середине года - точке  летнего солнцестояния (“вечному лету”). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, “склонению” солнца на запад, заходу и полуночи.
 
В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории Дерево относятся Печень  и Желчный пузырь; к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, Перикард, Три части туловища; к категории Земля относят Селезенку - поджелудочную железу, к категории Металл относят Легкие и Толстый кишечник, к категории Вода относят Почки и Мочевой пузырь. К таким  же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов, т.н. античные точки.
 
Взаимодействия между пятью первоэлементами
 
Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-Син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:
 
1.      Стимулирующие;
2.      Угнетающие;
3.      Избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);
4.      Избыточно угнетающие (гиперугнетающие);
5.      Обладающие обратной стимуляцией;
6.       Обладающие обратным угнетением;
 
Эти связи бывают:
 
·      нормальные - стимулирующие (способствующие возникновению и развитию) и угнетающие (ограничивающие) связи;
 
·      патологические - избыточные (гиперстимулирующие, гиперугнетающие избыточно угнетающие) и связи, оказывающие обратно угнетающие действия (ослабление) и обратно стимулирующее действие.
 
              1.Стимулирующие связи. Под эти подразумевается связь при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен). Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огонь стимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, металл стимулирует Воду, Вода стимулирует Дерево. Эту связь часто называют "Отец-сын" или "Мать-дочь". Такая стимуляция существует в физиологии и  объясняет взаимные связи между внутренними органами - висцеро-висцеральные связи (рис. 2, связь по кругу).
 
            2.Угнетающие связи. Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает  Воду, Вода угнетает Огонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево 9 (рис. 2, связь через элемент). Такую связь часто называют "Бабушка-внучка" или "Дед-внук".
 
Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи, т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.
 
            3.Гиперстимулирующее воздействие. Если какой-либо орган  избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим  действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево)  происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь), при воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическимявлениями.
 
             4. Гиперугнетающее воздействие. Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией  в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.
 
              5. Обратная стимуляция - стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент  достаточно силен "сын" и он оказывает обратное воздействие на "отца". Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.
 
               6.Обратное угнетение - угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизится перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам. 
 
Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента.
 
Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.
 
Например, если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие  на первоэлемент металл. Если первоэлемент дерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента  металл.
 
На основе концепции “мать - сын” применяется лечение, позволяющие усилить или ослабить поток энергии в соответствующем меридиане, где эта энергия нарушена.
 
 Если возникла патология, то рассматриваются три первоэлемента (меридиана):
 
1.С нарушенной энергией;
2.Предыдущий ему;
3.Следующий за нарушенным.
 
Например, если в меридиане  Мочевого пузыря (вода) выявлена  избыточная энергия, то можно воздействовать на меридиан “сын” Желчного пузыря (дерево) или на меридиан  “мать" Толстого кишечника.
 
. Теория У-Син применялась для классификации природы, органов, эмоций, для объяснений, происходящих в человеческом организме физиологических и патологических взаимодействий, чтобы провести диагностику и назначить лечение.
 
Знание этой теории позволяет понять традиционную восточную медицину и убедиться в правильности её положений.
 
Некоторые соответствия  пяти первоэлементам, которые ассоциируются  с человеком и явлениями природы, приведены ниже.                               
 
Взаимосвязь первоэлементов с предметами и
явлениями по теории У-Син
 
 
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Пять Чжан органов
Печень
Сердце
Селезёнка
Лёгкие
Почка
 
Шесть Фу органов
Желчный пузырь
Тонкий
кишечник,
тройной обогреватель
Желудок
Толстый кишечник
Мочевой пузырь
Пять органов чувств ”окна”
глаза
язык
рот
нос
уши
Пять эмоций
гнев
радость
раздумье
печаль
страх
Пять времён года
весна
лето
солнце-стояние
осень
зима
Пять вкусовых ощущений
кислый
горький
сладкий
острый
солёный
Пять цветов
синий
красный
жёлтый
белый
чёрный
Пять этапов развития
рождение
рост
развитие
увядание
исчезнове-ние
Пять сторон света
Восток
Юг
Середина (центр)
Запад
Север
Пять жидкостей
слёзы
пот
слюна
выделение из носа
моча
Факторы среды
ветер
жара
влажность
сухость
холод
Пять тканей
сухожилия
кровеносные сосуды
мышцы
кожа
кости
Пять планет
Юпитер
Марс
Сатурн
Венера
Меркурий
 
Рассмотрим некоторые взаимосвязи, приведённые в таблице. Например, Почка (вода) из всех органов чувств  наиболее тесно связана с ухом (вода). Меридиан Почки “открывается” в области уха. Окном  Почки являются - уши. Поэтому по состоянию слуха и ушной раковины можно судить о состоянии Почки. Из всех видов тканей Почка наиболее тесно связана с костями (вода) и при заболеваниях костной системы (остеохондрозах, артрозах и др.)  воздействуют на  меридиан Почки, что  даёт хороший терапевтический эффект.
 
С другой стороны, влияние холода, неумеренное потребление соли, чувство страха могут оказать сильное воздействие на Почку, тем самым вызвав их заболевание. Классификация органов, явлений, предметов по их соответствию пяти первоэлементам позволяет также определить симптомы при поражении органов. Например, покраснение лица позволяет предположить поражение Сердца. Болезни, относящиеся к меридиану Лёгких (металл), могут привести к болезням, относящимся к меридиану Почки (вода) и т.д. 
 
Вся древняя китайская диагностика связана с природным началом, с природными процессами.
 
Например, при лечении остро возникших отёков тела проводится аналогия с выводом воды из какого-нибудь сосуда, предположим - чайника. Если выливать воду из чайника через “носик” и открыть крышку чайника, то вода из него будет вытекать быстрей (через “носик” и через отверстие для крышки), чем только через “носик”. Поэтому, чтобы ускорить вывод жидкости при отёках необходимо усилить действие почек (“носик чайника”) и открыть одновременно лёгкие (крышку чайника). Возможности такой аналогии очень широки.
 
Знакомясь с учением У-Син, следует понимать, что классифицированные с помощью пяти элементов явления, органы и их функции носят отвлеченное понятие, но это деление позволяет привести всё существующее в природе в определённую систему. Так, например, типичными свойствами огня является жар Ян и поднимающееся кверху пламя (с медицинской точки зрения  - это когда в верхней части человеческого тела образуется воспаление и состояние жара). Всё, что обладает такими признаками, относится к первоэлементу огонь. Всё что обладает свойствами воды: текучестью, холодом, имеет тенденция к движению вспять причисляется в первоэлементу вода,  и т.д.
 
Учение У-Син (учение о пяти элементов) согласуется с теорией Ян - Инь.
 
Первоэлементы Дерево и Огонь причисляют к Ян, Металл и Вода  - к Инь. Первоэлемент Земля находится посередине, образуя поворотную точку между Ян и Инь
 
 
       дерево        огонь         земля         металл      вода
_______|_______|______            _______|_______|______
 
                Ян                                                   Инь
 
 
 Взаимосвязь теории У-Син с теорией Ян-Инь
 
Теории У-Син  и Ян-Инь  - две философские концепции, отражающие объективные законы реального мира, до настоящего времени не утратили своей практической значимости, а только дополняются новым содержанием, основанным на современной клиническом опыте.
 

Новости

 С 1 сентября 2008 года Академия психопунктуры и восточной медицины "Инь и Ян" объявляет прием на двухгодичный заочный  курс по восточной медицине (китайской и корейской)
Подробнее

Информация




Главная | Восточная медицина | Методы лечения | Заболевания | Диагностика 

© 2004-2024 Все права защищены.